066-588-93-81, 067-153-09-80.
Ежедневно 10.00-20.00
Фильтр по цене

Производители

Стиль Стим-Панк

                                    Что же такое паропанк и откуда он появился? 
 
Появление термина «стимпанк» приписывают писателю Кевину Джетеру, который пытался найти общий термин для своих книг, и аналогичных произведений других писателей – Джеймса Блэйлока и Тима Пауэрса. Которые писали о мире в эпоху развития технологий XIXв, изложением близким к Г. Уэллсу. Письмо Джетера в издательство: «Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере«Locus»весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например… К. У. Джетер»
 
Паропанк или стимпанк – жанр научной фантастики, моделирующий мир, в котором паростороение на высоком технологическом уровне. Стиль жанра старается подражать викторианской Англии (XIX век) и с характерным городским пейзажем в эпоху развития раннего капитализма – дома и заводы соседствуют друг с другом, город пронзают фабричные или заводские трубы. Общий стиль стимпанка выглядит циничным и пессимистичным (антиутопическим). 
 
Если с паром все понятно, то отдельное внимание стоит уделить значению «панк». Есть две гипотезы этого жара. 
 
Первая: «Панк как оно есть на самом деле».
 
Поклонники жанра, пропагандирующие данный взгляд на стимпанк, трактуют слово “punk” буквально-то есть как «бунтарь» и «гниль». В этом прослеживается некая солидарность с киберпанком, от которого и пошел ироничный вариант современного викторианского движения. Здесь классовое расслоение общества не просто есть - оно критично. Классы враждуют друг с другом, ведутся войны за лучшую жизнь. Аристократия и буржуазия - пафосны и куртуазны, низшие классы - бедны и опасны в своей отчаянной борьбе за выживание. Это отражается и во внешнем облике обитателей мира - кожаные корсеты и виниловые сапоги на железных шпильках сочетаются с классическими кринолинами, вечерний цилиндр с рваным килтом. Максимум бунтарской, панковской эстетики - вот что отличает приверженцев такого взгляда на стимпанк.
 
Вторая гипотеза: «Боже, храни Королеву».
 
В правление королевы Виктории (1837-1901 гг) в Англии случилась техническая революция, приведшая королевство к процветанию. Но Англия не останавливается на достигнутом и превращается в паровую державу. Постепенно на новый путь развития становятся и другие страны. Что же такое «викторианский» стимпанк? Это история и наша действительность, но альтернативная ( в данной гипотезе слово “punk” имеет значение «девиантный», «альтернативный»). 
 
Предтечи стиля считают Герберта Уэллса, Жюля Верна, Артура Конан Дойля и Мери Шелли. Писавшие в жанре научно-фантастической литературы XIX века.
Развитие направления получило широкий резонанс после выхода романа У.Гибсона и Б. Стерлинга «Дифференциальный исчислитель»(The Difference Engine, 1990)и привлекло большое внимание к этому жанру.
 
 
 
 
Типичные элементы мира стимпанка:
 
* Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
*Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
 
*Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
*Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пуле, нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости(имеющий жизненный аналог в Европе и Англии в XIX веке).
*Возможность протезирования утерянных конечностей, которые заменяются на механические части тела. 
 
*Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа и т. п.), телеграф или пневмопочта, в ряде случаев и пневмотранспорт.
 
*Одежда и аксессуары викторианской Англии: 
- Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
- Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
- Рабочие в кепках, куртках, сапогах.
- Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.
*Урбанистический антураж присущий Англии: пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы.
*Викторианские персонажи: безумные учёные и инженеры, как например Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники - Филеас Фогг, детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы, как яркий пример - Дориан Грей, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники.
 
*Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
 
К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее:
*Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
*Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
*Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
*Искусственный разум — автоматы и т. п., созданные без применения электричества и компьютерных технологий.
 
Предтечи стимпанка
 
Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
 
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации книги «20 000 льё под водой» студией Уолта Диснея. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Sophie Lewis, Lucy Daniel (ed.), The little black book: Books, «Titus Alone» p.439, Octopus publishing, (2007)  Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка.
 
Многие литературные произведения, ныне причисляемые стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria's Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»
 
 
Классификация стимпанка
 
 
Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Сюжет развивается либо в настоящую «эпоху пара», где помимо реально существовавших, получили место фантастические технологии («Машина различий» У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия Скотта Вестерфельда «Левиафан»), либо в позднейшее историческое время, лишённое, ключевых элементов технологической истории ХХ века — развитой электротехники, нефтеперегонки и двигателей внутреннего сгорания, авиации, атомной энергетики и т. д. (рассказ Михаила Харитонова «Конец прекрасной эпохи»). Однако это уже выделяют в новый стиль - "Дизельпанк". Реальность многих произведений при этом не является в прямом смысле альтернативно-исторической. Действие их скорее происходит в нашем мире, но с криптоисторическим допущением бытования тех или иных фантастических технологий или утрированных практик.
Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Примеры — фильм и сериал «Дикий, дикий Вест».
Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: гномы, орки, эльфы. Примеры — игра Arcanum, роман Алексея Пехова «Пересмешник», повесть Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов».
Постапокалиптический стимпанк — выступает скорее пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка. Например, в романе Владимира Войновича «Москва-2042» Советский Союз вследствие истощения нефтяных месторождений «коррупционистами» перешёл на эксплуатацию «парогрузовиков» и «паровых бронетранспортёров», а по нефтепроводу «Дружба» на Запад как сырьё для биотоплива поставляется «вторичный продукт», то есть фекалии.
 
Мода.
 
Стимпанк-мода не имеет какого-либо набора правил, но имеет тенденцию к синтезу современных стилей под влиянием викторианской эпохи. Зачастую стимпанк-мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, и костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари — для мужчин. Наряды, вдохновляемые стимпанком, часто имеют выраженный акцент на специфические аксессуары: карманные часы, зонты, очки (гогглы). Современные аксессуары, такие, как сотовые телефоны или музыкальные плееры, в принципе могут входить в стимпанк-наряды, но после придания им «викторианского» вида. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства, стилей готической лолиты и готического аристократа.
 
 
 
 
Вид: Список / Сетка
На странице:

  • 066-588-93-81, 067-153-09-80.
  • Ежедневно 10.00-20.00
  • м. Київ, пр. Перемоги 173
  • stals13
2013 © apostyle.com.ua